«Есть вещи, которые ты просто обязан знать — и в их числе, разумеется, Тарковский. Для западных режиссеров это бог кинематографии»,— Каждый человек должен учиться с детства находиться одному. Это не значит, быть одиноким. Это значит — не скучать с самим собой.
— Дэнни Бойл, британский кинорежиссер
— У меня в детстве был довольно растительный образ жизни. Я мало размышлял.
— Спасти всех можно, спасая себя. Общие усилия бесплодны.
— Религию, философию, искусство — эти три столпа, на которых удерживался мир, человек изобрел для того, чтобы символически материализовать идею бесконечности.
— Настоящее скользит и уходит, словно песок между пальцами, и определяет свою материальную весомость лишь в воспоминании о нем.
— Если убрать из человеческих занятий все относящиеся к извлечению прибыли, останется лишь искусство.
— Художник всегда испытывает давление. И для художника не было бы никогда, по-моему, идеальных условий работы. Более того, если бы были какие-то идеальные условия для работы, то работа бы не состоялась, потому что художник не может существовать в безвоздушном пространстве. Должен испытывать какое-то давление. Я не знаю, какое именно. Но художник существует только потому, что мир не устроен, мир не благополучен. И именно поэтому существует искусство. Очевидно, если бы мир был прекрасен и гармоничен, никакого искусства не нужно было бы. Человек не искал бы гармонии в побочных своих занятиях. Он бы жил гармонично и этого было бы вполне достаточно.
— Произведение должно быть способно вызвать потрясение, катарсис. Оно должно уметь коснуться живого страдания человека. Цель искусства не научить, как жить (разве Леонардо учит своими мадоннами или Рублев — свой «Троицей»). Искусство никогда не решало проблем, оно их ставило. Искусство видоизменяет человека, делает его готовым к восприятию добра, высвобождает духовную энергию. В этом и есть его высокое назначение.
— Кино, пожалуй, самое несчастное из искусств. Им пользуются как жевательной резинкой, как сигаретами, как вещами, которые покупают.
— Мне очень нравится отношение к пространству японцев — их умение в маленьком пространстве находить отражение бесконечности.
— Жизнь теряет всякий смысл, если я знаю, как она кончается. Мы не созданы для счастья, но есть вещи важнее, чем счастье.
— Я не столько думаю о действительности, сколько пытаюсь ее ощущать; я к ней отношусь, как животное, как ребенок.
— Ребенок не должен быть вундеркиндом. Он должен быть ребёнком. Важно, чтобы он не «засиделся» только в детях.
Андрей Тарковский: каждый человек должен учиться с детства находиться в одиночестве
Послание великого режиссера молодым людям .«Думаю, мне бы хотелось сказать им только то, чтобы они умели больше находиться в одиночестве. Любили бы быть наедине с самим собой почаще. Мне кажется, что беда нынешней молодёжи заключается в том, что она старается как-то объединиться на основе каких-то очень шумных действий, порой даже агрессивных. Это желание объединиться для того, чтобы не чувствовать себя одиноким — очень неприятный симптом, с моей точки зрения. Мне кажется, каждый человек должен учиться с детства находиться в одиночестве. Это не значит быть одиноким. Это значит — не скучать с самим собой. Потому что человек, который скучает от одиночества, мне представляется человеком, находящимся в опасности с нравственной точки зрения».
Мир и фильмы Андрея Тарковского*
Андрей Арсеньевич Тарковский (4 апреля 1932 — 29 декабря 1986) — советский кинорежиссер, сценарист. Народный артист РСФСР (1980). Его фильмы «Андрей Рублёв», «Зеркало» и «Сталкер» периодически включаются в списки лучших кинопроизведений всех времен. Как режиссер снял всего семь фильмов:
- Жертвоприношение (1986)
- Ностальгия (1983)
- Сталкер (1979)
- Зеркало (1974)
- Солярис (1971)
- Андрей Рублев (1966), Top250: 168
- Иваново детство (1962), Top250: 249
Смотреть все фильмы Андрея Тарковского онлайн здесь: Серебряная академия #киноклубAS
Об Андрее Тарковском:
«При встрече с Тарковским нам необходимо привыкнуть к его языку, к манере выражаться, необходимо подготовиться к восприятию, на раннем этапе знакомства даже прибегая к «расшифровке» отдельных кусков произведения...»— Дмитрий Сергеевич Лихачёв
«Он знал, что не надо делать. Он не знал что надо. Но он точно знал, что не надо. В этом отметании того, что не надо, он постоянно и находился. В поиске себя. Изгрыз все ногти в этом поиске себя».
— Андрей Кончаловский
«Тарковский напоминает мне поручика эпохи Тургенева — он очень симпатичный и ужасно обаятельный, но в то же время всё видит по-своему и практически неуловим. Его никогда нельзя «догнать», так как он всегда где-то в другом месте. Просто он такой есть. <…> Этого режиссера нельзя переделать, и прежде всего ему ничего нельзя втолковать, потому что он в любом случае всё переделает "по-своему"».
— «Беседы со Станиславом Лемом» (гл. «Кинематографические разочарования»,
*Мир и фильмы Андрея Тарковского. Сборник эссе о творчестве режиссера. Среди авторов сборника известные деятели культуры: писатели, режиссеры и критики, актеры и кинематографисты.
По материалам открытых источников.
Цитаты, фильмография и короткое видео-послание молодым людям великого режиссера Андрея Тарковского, Высказывания о Тарковском современников.
Связанные сообщения в рубриках:
Комментарии
Отправить комментарий
Уважаемые читатели!
Комментарии в блоге работают в режиме премодерации. В связи с этим их появление будет занимать некоторое время. Комментарии, содержащие рекламу, а также несоответствующие теме блога, не публикуются.