“TEDxWomen”: Джейн Фонда и Лили Томлин о женской дружбе, долголетии, здоровом образе жизни...

Джейн Фонда и Лили Томлин дружат уже более сорока лет. Их дружба началась на съемках фильма «С девяти до пяти», который вышел на экраны в 1980 году. В последние три года Джейн Фонда вместе с Лили Томлин снималась в сериале Netflix «Грейс и Фрэнки» о двух нью-йоркских 70-летних подругах, от которых ушли мужья (друг к другу). В январе 2018 г. Джейн Фонда перенесла операцию по поводу рака губы, но планирует продолжить съемки четвертого сезона сериала «Грейс и Фрэнки». Пожелаем ей здоровья и извлечем уроки мудрости из беседы легендарных подруг.


«с 9 до 5». 1980 Джейн Фонда, Лили Томлин, Долли Партон 

Беседа двух подруг Джейн Фонды и Лили Томлин была представлена в рамках «женского проекта» — “TEDxWomen” В этой прямолинейной, трогательной и многогранной беседе с Пэт Митчел они обсуждают долголетие, феминизм, разницу между женской и мужской дружбой, значение понятия «здоровая жизнь», а также роль женщин в будущем нашей планеты. «Даже не представляю, что бы я делала без своих подруг, — говорит Фонда. — Я существую, потому что у меня есть подруги».

Беседа Джейн Фонды и Лили Томлин в рамках «женского проекта» — “TEDxWomen”  17 декабря 2015 г.


Стенограмма беседы Джейн Фонда и Лили Томлин и Пэт Митчел 

Пэт Митчел: Я много думала о женской дружбе, а между прочим, эти две женщины — и я этим очень горжусь — тоже мои очень давние подруги. Джейн Фонда: Это правда.

ПМ: Вот что я однажды прочитала о женской дружбе у Сервантеса: «Многое можно сказать о человеке — в этом случае о женщине — по людям, с которыми она водит дружбу». Так что начнём-ка с...

ДФ: Мы попали!

Лили Томлин: Передайте-ка мне водички, всё в горле пересохло.

ДФ: Ты отнимаешь у нас время. Оно у нас ограничено...

ЛТ: Она вытягивает из меня все соки.

ДФ: Да я даже ещё и не начинала. Ладно... Прошу прощения.

ПМ: Скажите, какие качества вам важны в подруге?

ЛТ: Для меня важны задор, кураж, откровенность, твёрдые убеждения, хотя бы малая толика любви к нашей планете, порядочность, чувство справедливости и понимание того, какая я замечательная.

ДФ: Знаете, сегодня утром мне подумалось, что даже не представляю, что бы я делала без своих подруг. Что-то вроде: «Имею подруг, следовательно, существую».

ДФ: Нет, правда. Я существую, потому что у меня есть подруги. Они... Ты одна из них. Насчёт тебя не уверена. Короче...

Подруги делают меня сильнее, умнее, делают меня смелее. Они удерживают меня от неправильных поступков. И при этом большинство из них намного моложе меня. Знаете, это хорошо... ЛТ: Спасибо.

ДФ: Нет, это к тебе тоже относится, ведь послушай... так здóрово, когда всё ещё есть с кем развлечься и у кого поучиться, когда уже близится конец. Я уже близка... Я там окажусь раньше, чем ты.

ЛТ: Нет, я рада стареть с тобой на пáру.

ДФ: Я подаю тебе пример.

ЛТ: Да, подавала и подаёшь.

ПМ: Становясь старше и проходя через разные ситуации в жизни, что вы делаете, чтобы сохранить дружбу живой и активной?

ЛТ: Нужно много...

ДФ: Она редко приглашает меня к себе, скажу я вам.

ЛТ: Нужно много времени на социальные сети... Помолчи-ка пока. И поэтому...

ЛТ: Я просматриваю электронную почту, смс, ища записки от подруг, и отвечаю им как можно скорее, потому что знаю, что им нужны мои советы.

Им нужна моя поддержка, потому что большинство из них — писатели, активисты или актёры, а ты всё это вместе... плюс ещё длиннющий список слов, которые тебя описывают, и я хочу ответить тебе как можно скорее, хочу, чтобы ты знала, что я с тобой.

ДФ: Ты эмодзи пользуешься?

ЛТ: У-у... ДФ: Нет?

ЛТ: Мне стыдно. ДФ: Я обожаю эмодзи.

ЛТ: Нет, я пишу буквами... выражаю в словах свою радость, поздравления, огорчения.

ДФ: Всё пишешь буквами...

ЛТ: Пишу — каждую буковку.

ДФ: Такая пуристка. Знаете, становясь старше, я всё больше понимаю важность дружбы, поэтому я очень стараюсь не упускать время и встречаться с людьми. Я много читаю, поэтому, как хорошо известно Лили, я посылаю понравившиеся книги подругам.

ЛТ: Когда мы узнали, что придём сюда, ты послала мне кучу книг о женщинах, женской дружбе, и меня удивило, как их много, как много на эту тему недавних исследований.

ДФ: И ты была благодарна? ЛТ: И я была благодарна.

ПМ: И...

ЛТ: Нет, это очень важно, ведь это ещё один пример того, как женщинами пренебрегают, отставляют их в сторону. О нас так мало исследований, хотя мы много раз предлагали себя для этого.

ДФ: Это точно.

ЛТ: Это потрясающе, и вам всем будет интересно. Исследование Гарвардской медицинской школы показало, что у женщин, связанных крепкой женской дружбой, меньше шансов заполучить расстройства — расстройства здоровья с возрастом — и есть бóльшая вероятность того, что они проживут более здоровую, яркую...

ДФ: И длинную...

ЛФ: И счастливую жизнь.

ДФ: Мы живём на пять лет дольше мужчин.

ЛТ: Я бы этим годам предпочла радость.

ЛТ: Но самое главное, они обнаружили — и результаты потрясающие и убедительные, — исследователи обнаружили, что отсутствие близких подруг настолько же вредно для здоровья, как курение или ожирение.

ДФ: И кое-что ещё...

ЛТ: Я высказалась...

ДФ: Хорошо, послушай теперь меня, есть ещё кое-что. Потому что годами, десятилетиями учёные исследовали стресс только у мужчин, и только совсем недавно они изучили воздействие стресса на женщин, и оказывается, что когда мы, женщины, испытываем стресс, наш организм усиленно вырабатывает гормон окситоцин. Этот гормон успокаивает, поднимает настроение и снимает стресс. Его выработка также усиливается, когда мы общаемся с подругами. Я думаю, именно поэтому мы дольше живём. И мне так жалко мужчин, которые этого лишены. Мужской тестостерон снижает воздействие окситоцина.

ЛТ: Когда ты, я и Долли снимались в фильме «С девяти до пяти»...

ДФ: О...

ЛТ: Мы смеялись, мы так много смеялись, у нас оказалось так много общего, хотя мы такие разные. Она — как голливудская аристократка, я — как дитя улиц из Детройта, [Долли] — девочка из бедного южного городка в Теннесси, и между нами была такая связь, и мы, должно быть... мы смеялись, и, должно быть, добавили себе как минимум десяток лет жизни.

ДФ: Да уж, нам тогда приходилось часто скрещивать ноги.
Если понимаете, о чём я.

ЛТ: Думаю, мы все поняли, о чём.

ПМ: Вы нам прямо сейчас добавляете десятки лет жизни. Так вот, среди книг о женской дружбе, присланных нам Джейн, была книга, написанная сестрой Джоан Читтистер, которой мы невероятно восхищаемся. По поводу женской дружбы она писала, что подруги — это не социальное, а духовное явление. Вы считаете дружбу чем-то духовным? Придают ли подруги духовность вашей жизни?

ЛТ: Духовность — абсолютно согласна. Потому что, когда знаешь людей уже давно, уже много времени, ты начинаешь видеть в них духовную сущность, видеть мягкость, ранимость. В таких отношениях есть любовь, элемент любви. Я могу заглянуть глубоко в душу.

ПМ: Ты согласна, Джейн?

ЛТ: Но у меня есть особый дар.

ДФ: Ну, друзья бывают разные. Есть друзья по работе, есть те, с кем развлекаешься, — у меня таких много.

Но дружба, от которой повышается выработка окситоцина... Она кажется духовной, потому что ты открываешь сердце, ведь так? Заглядываешь на глубину. Я много плáчу со своими близкими подругами. Не от грусти, а потому что они меня так трогают и вдохновляют.

ЛТ: И вы знаете, что одна из вас долго не протянет.

ПМ: Ну, нас сейчас здесь двое. Лили, ты сейчас о ком?

И мне всегда кажется, что когда женщины говорят о дружбе, это озадачивает мужчин. В чём, по-вашему, разница между мужской и женской дружбой?

ДФ: Разница огромная, и я думаю, нам нужно посочувствовать мужчинам...
потому что у них нет того, что есть у нас. Поэтому они и умирают быстрее.

Я очень сопереживаю мужчинам, потому что женщины, я не шучу, женские взаимоотношения, дружба — это полное погружение и раскрытие. Они как откровение. Мы рискуем оказаться уязвимыми — мужчины так не делают. Сколько раз я у тебя спрашивала: «Я правильно поступаю? Я наворотила дел?»

ПМ: Ты поступаешь правильно.

ДФ: Мы задаём такие вопросы своим подругам, а мужчины не задают. Женские взаимоотношения обычно описывают как «лицом к лицу», а мужские как «бок о бок».

ЛТ: Мужчины по большей части не хотят показывать своих эмоций, стремятся запрятать чувства поглубже. Так обычно считается. Они предпочтут запереться в своей берлоге и смотреть футбол, или играть в гольф, или обсуждать спорт, или охоту, или заниматься сексом. Это более мужской тип поведения.

ДФ: Ты хотела сказать... ЛТ: Они обсуждают секс. Я хотела сказать, у них бывает секс, если им удаётся затащить кого-то в свою берлогу.

ДФ: Кое-что мне кажется очень интересным. И, кстати, психологи узнали об этом лишь относительно недавно — мужчины рождаются с точно такой же потребностью в отношениях, как и женщины. Если посмотреть видео с новорождёнными мальчиками и девочками, вы увидите, что мальчики, как и девочки, пристально вглядываются в глаза мам, испытывая потребность в обмене энергией взаимоотношений. Когда мама отворачивается, видно, как малыши беспокоятся, плачут даже мальчики. Им нужны отношения. Вопрос в том, почему это меняется, когда они взрослеют. И ответ — патриархальность культуры, которая диктует мальчиками и мужчинам, что нуждаться в отношениях, испытывать эмоции — это для девчонок. Что настоящий мужик не спрашивает дорогу и не говорит о своих потребностях, он не ходит к врачу, когда болен. Он не просит помощи. Мне нравится одно изречение: «Мужчины боятся, что "мы" уничтожит их "я"». Их чувство собственного «я». Тогда как собственное «я» у женщин похоже на губку. Но наше «мы» — это наше спасение, это то, что делает нас сильнее. Мы не лучше мужчин, нам просто не нужно доказывать мужественность.

ЛТ: И ещё...

ДФ: Это слова Глории Стайнем. Чтобы выразить свою человечность. ЛТ: Я знаю, кто такая Глория Стайнем.

ДФ: Я знаю, что ты знаешь, но я думаю...

Но это замечательные слова. Мы не лучше мужчин, нам просто не нужно доказывать мужественность. И это очень важно.

ЛТ: Но в культуре настолько глубоко укоренилась эта патриархальность, такая удобная для мужчин. И нам нужно что-то изменить.

ДФ: Женская дружба — как возобновляемый источник энергии.

ЛТ: Именно поэтому это так здóрово. Потому что наша дружба — женская дружба — это путь к cоюзу сестёр, а такой союз может быть очень мощной силой, чтобы изменить мир, чтобы сделать его таким как нужно, — это то, чего людям так не хватает.

ПМ: Поэтому мы об этом и говорим, ведь женская дружба, как ты, Джейн, сказала, — возобновляемый источник энергии. Как использовать эту энергию?

ДФ: Женщины — самая быстрорастущая группа населения в мире, особенно пожилые женщины. И если мы направим энергию в нужное русло, мы изменим мир. Это именно то, что нам нужно делать.

И нам нужно поторопиться. Одна из вещей, которые нам надо сделать, — и мы, женщины, на это способны — во-первых, установить некие стандарты потребления. Нужно меньше потреблять. Западному миру нужно сократить потребление, нужно покупать вещи, произведённые в вашей местности, нужно покупать продукты, выращенные в вашей местности. Нам нужно сократить зависимость от энергии, перестать зависеть от горючих ископаемых. А все эти нефтяные компании — все эти «Эксоны» и «Шеллы», все эти плохие ребята, — а они именно такие, — они будут твердить, что ничего не выйдет, если мы не хотим обратно в каменный век. То, что у нас пока нет альтернатив, но это неправда. Сейчас в мире есть страны, живущие за счёт возобновляемой энергии, — и они прекрасно справляются. Нам говорят, что отказавшись от ископаемого топлива, мы вернёмся в каменный век, а на самом деле, если мы начнём использовать возобновляемую энергию, вместо того чтобы бурить в Арктике...

ЛТ: Да уж!

ДФ: И бурить нефтеносные пески Альберты. Именно. Тогда... у нас будет больше демократии, рабочих мест и благополучия. И женщины должны указывать дорогу.

ЛТ: Может, сейчас самый подходящий момент для феминистского движения третьей волны — с нашим союзом сестёр по всему миру, с женщинами, которых мы не видим, которых никогда не повстречаем, но мы объединимся, потому что... Аристотель сказал, что человечество... человечество вымерло бы без мужской дружбы. Ключевое слово «мужской». Потому что считалось, что дружба должна быть между равными, а женщины не были ровней мужчинам.

ДФ: Греки даже думали, что у нас и души-то нет.

ЛТ: Именно. Это показывает, каким ограниченным был этот Аристотель.

Подождите-ка, сейчас будет ещё лучше. Мужчины сейчас нуждаются в женщинах. Планета нуждается в женщинах. Конституция США нуждается в женщинах. Нас даже в Конституции нет.

ДФ: Ты имеешь в виду Поправку о равных правах.

ЛТ: Правильно. Судья Гинзбург сказала, что во всех конституциях, написанных после окончания Второй мировой войны, есть положение, уравнивающее женщин во всех правах, кроме американской. Вот с этого можно и начать. Потихонечку.

ДФ: Правильно. Равенство полов — как прилив, поднимет все лодки, не только женщин.

ПМ: Нам нужны новые примеры для подражания. Как дружить, как по-новому взглянуть на наше влияние, как потребителей, как граждан мира. Вот что делает Джейн и Лили примерами того, как женщины могут дружить — очень долго, даже если они иногда расходятся во мнениях.
Спасибо. Спасибо вам обеим.

ДФ: Спасибо.

ЛТ: Спасибо.

ДФ: Спасибо.

Источник: ted.com

Лили Томлин и Джейн Фонда, ток-шоу в Нью-Йорке. 2018

Джейн Фонда (21 декабря 1937) — американская актриса, модель, писательница, продюсер, общественная активистка и филантроп. Лауреат двух премий «Оскар» (1972, 1979), четырёх премий «Золотой глобус» (1962, 1972, 1978, 1979), двух премий BAFTA (1979, 1980) и премии «Эмми» (1984). Дочь актёра Генри Фонды. В свои 80 лет она активно снимается в кино и сериалах, а ее фото украшают обложки самых читаемых журналов мира.

Мэри Джин «Лили» Томлин (1 сентября 1939) — американская актриса, комик, сценарист и продюсер. Обладательница премий «Эмми», «Тони», «Грэмми», а также номинантка на «Оскар».

Комментарии

ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ

ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Ни одну из статей этого блога не следует рассматривать как медицинскую или юридическую консультацию. Всегда консультируйтесь с врачом, прежде чем вносить какие-либо изменения в свой рацион, медицинские назначения или режим упражнений. Нажмите, чтобы увидеть полный текст.

ГОСТЕВАЯ ПУБЛИКАЦИЯ В СЕРЕБРЯНОЙ АКАДЕМИИ

Хотите поделиться своей идеей, творчеством и опытом с нашей аудиторией? Мы принимаем к публикации статьи от признанных экспертов и мастеров своего дела. Если вы занимаетесь творчеством — поделитесь идеей, представьте нашим читателям действенные практические советы и уроки: домашние рецепты, шитье, вязание, рукоделие, садоводство. Российские бэби-бумеры умели делать «из ничего конфетку», а сейчас хотят учиться и в интернете ищут идеи для творчества! Хотите узнать подробности, нажмите на ссылку.