Беатрис Вуд, 103: Выбрав жить вне времени, я сейчас пребываю в самом легком и счастливом возрасте моей жизни

Американской керамистке было уже больше ста лет, но она все еще обжигала горшки в своей студии в Южной Калифорнии, в то время как Джеймс Кэмерон писал сценарий «Титаника». Ему дали прочесть автобиографию Беатрис Вуд  «Я шокирую себя». Кэмерон  был покорен обаянием и креативностью Беатрис и 'списал' с нее образ столетней Роуз, за роль которой Глория Стюарт была номинирована на «Золотой глобус» и «Оскар», став при этом самой пожилой актрисой, выдвинутой на премию Американской киноакадемии.

Беатрис Вуд в своей студии в Южной Калифорнии, 1983
Беатрис Вуд в своей студии в Южной Калифорнии, 1983 

«Я вышла из роскошного богатого дома с 15 долларами в кармане и вскоре познала слово «бедность». Но я была свободна. И свобода очень много значит для меня».

Беатрис Вуд, знаменитая американская художница, известная своим стилем и остроумием, уникальным блеском керамики, «мама дадаизма» и прототип Роуз из  «Титаника»   
  • пережила две мировые войны и стала свидетелем технической революции: от изобретения автомобиля до компьютеров и космических кораблей.
  •  дважды стала прототипом главной героини фильмов: «Жюль и Джим» Франсуа Трюффо (1962) и «Титаник» Джеймса Кэмерона (1997)
  • написала автобиографию «Я шокирую себя» в возрасте 90 лет.
  • завершила свою последнюю керамическую работу зимой 1997 года в возрасте 104 лет. Дилеры художественной керамики, которые продавали работы Вуд, говорили, что она была наиболее успешна в своей карьере художника-керамиста в возрасте 100—104 лет.
  • достичь преклонного возраста ей помогли «книги по искусству, шоколад и молодые мужчины».
Глория Стюарт, Титаник, 1997
Глория Стюарт, Титаник, 1997 

Первые кадры в фильме «Титаник» Джеймса Кэмерона запечатлели столетнюю Розу: в сари, в серебряных украшениях, за гончарным кругом. Во время работы над сценарием фильма Джеймс Кэмерон настоял на том, что главные герои Джек Доусон и Роза Дьюитт Бьюкейтер должны быть вымышленными персонажами. Персонаж Розы частично основан на биографии калифорнийской художницы-керамистки Беатрис Вуд, которая умерла в 1998 году в возрасте 105 лет.

Глория Стюарт, Беатрис Вуд, Джеймс Кэмерон
Глория Стюарт, Беатрис Вуд, Джеймс Кэмерон

Джеймс Кэмерон пригласил Беатрис на премьеру Титаника, но она отказалась по состоянию здоровья. Ей было тогда 104 года! Поэтому Кэмерон и Глория Стюарт (которая играет столетнюю Розу) приехали в гости к Беатрис и подарили ей видео с фильмом. Она отказалась смотреть его, сказав, что знала, что это будет грустный фильм и что уже слишком поздно, чтобы грустить. Она умерла всего через несколько дней, в возрасте 105 лет.

В поздние годы Беатрис носила сари. Её шею и запястья украшали массивные серебряные ожерелья и браслеты. Это была не дань моде, а стиль жизни. Беатрис Вуд была гуманистом и художником. В шестидесятых она часто ездила в Индию, где ее искусство было представлено на многих выставках. Она была последователем учения Кришнамурти, с которым впервые встретилась в Нью-Йорке в раннем возрасте и сблизилась в Калифорнии.

Беаторис Вуд не была на Титанике, но в 1912 году, она также как и юная Роза, выжившая в катастрофе, порвала с прошлым и начала новую жизнь. Она стала членом нью-йоркской группы «Дада» и скульптором-новатором.

Беатрис была удивительной женщиной. Она отказалась от привилегий богатой наследницы и нашла свой собственный путь в искусстве, к большому разочарованию своей матери. В возрасте 103 лет она написала своей подруге:
«Я приверженец утверждения ученых, что времени нет. Поэтому, присоединяйся  ко мне и рассказывай всем, что тебе тридцать два года. Это позволяет мне искать молодых друзей. Выбрав жить вне времени, я сейчас в самом легком и счастливом возрасте моей жизни».

Беатрис Вуд, Марсель Дюшан,
Франсис Пикабиа, Нью-Йорк, 1917
«Беатрис Вуд: мама Дада» к её столетию в 1993 году вышел документальный фильм основателя ТВ DOC Тома Нефф.  В 1917 году и она, и Марсель Дюшан представили работы на первой выставке Общества независимых художников. Однако её имя  редко упоминается среди пионеров движения дадаизма. В истории искусства мужчины считаются основополагающими художниками, а женщины — их подругами.

Дадаизм — одно из проявлений европейского (и отчасти американского) авангардизма.

В фильме Тома Неффа также рассказывается о дружбе Беатрис Вуд с Марселем Дюшаном и Анри-Пьером Рошем, чья книга и последующий фильм « Жюль и Джим», несомненно, были вдохновлены отношениями между ними тремя. Они объединились, чтобы создать «Слепца» , журнал The Blind Man, который был одним из самых ранних изданий арт-движения «Дада».

«Жюль и Джим» (Jules et Jim) — фильм французского режиссера Франсуа Трюффо (1962). Экранизация полуавтобиографического романа  Анри-Пьера Роше (1953).

В 1933 году Беатрис в Нидерландах купила несколько антикварных керамических тарелок, но не смогл найти к ним подходящего чайника. В возрасте 40 лет Беатрис записалась на урок керамики в школе для взрослых, потому что она хотела сделать чайник с блеском. Позже она  продолжила обучение керамике у гончаров Гертруды и Отто Натцлера.

В 1947 году Беатрис Вуд поселилась в Охае, штат Калифорния, в 1948 году, рядом с индийским философом Дж. Кришнамурти и стала пожизненным членом Теософского общества  Adyar, основанного Еленой Блаватской в 1882.

Керамика Беатрис Вуд 

Вуд разработала собственную технологию обжига, который позволял придать особый блеск ее керамике. Продажа керамических фигурок помогла ей пережить депрессию. Она столкнулась с двумя типами предубеждений. В течение десятилетий искусствоведы называли керамику «ремеслом», а не «искусством». Тем более женщина, работающая в керамике, не могла быть художником.
  • В 1940 году прошла её первая выставка керамики. Беатрис было 50 лет. Она проживет еще 55 лет, наполненных творчеством. После первого показа ее начали приглашать в разные страны мира с выставками и лекциями. 
  • В 1950-х, в возрасте 60 лет она занялась фотографией. 
  • В 1961 году проходит выставка работ Беатрис Вуд в Японии.
  • В 1961—1965 годах она живет и работает в Индии, в 1972 году вновь посещает Индию.
Керамика Беатрис Вуд
Дух дадаизма, влияние модернизма,  восточной философии, народного искусства и этнических украшений — все это сочеталось в ее керамике.

Её подруга Анаис Нин однажды написала о керамике Беатрис:
«Беатрис Вуд сочетает свои цвета, как художник, заставляет их вибрировать, как музыкант. У них есть сила сверкать и переливаться. У них есть ритм и блеск как у драгоценных камней или человеческих глаз. Вода, налитая из один из её глиняных кувшинов будет на вкус как вино».  

Беатрис не скучала в годы, которые принято называть пожилым возрастом или старостью. Она сама водила машину и любила быструю езду. Говорят, она даже научилась пользоваться компьютерами.

В своей автобиографии она описывает страницы жизни с благодарностью за все перипетии, за ее друзей и за то, как она выглядела и радовалась своим личным успехам. Ее тело сигнализировало ей о возрасте болью, так как многие годы ее преследовал артрит. Она поделилась мудростью, как жить с этим, в своей книге.

Поездки в Индию вдохновили ее на то, чтобы носить сари и серебряные украшения. Ей нравилось, как позвякивают браслеты у нее на запястьях и щиколотках. Если бы она была моложе, размышляла она, она бы носила крошечный бриллиант в носу. Она отрастила длинные волосы и скрутила их в седой пучок.

Беатрис Вуд: «Я в долгу перед книгами по искусству, шоколадом и молодыми мужчинами».

В возрасте 90 лет Вуд написала свою первую книгу. Ее вдохновила французская писательница Анаис Нин (Беатрис могла не только читать дневники Анаис, но и видеть экранизацию — «Генри и Джун», 1990 Филипа Кауфмана). Ее самая известная книга — автобиография « Я шокирую себя» (1985).

Когда Беатрис спросили о секрете ее долголетия, она ответила:
«Я в долгу перед книгами по искусству, шоколадом и молодыми мужчинами».

8-минутное видео о том, как Беатрис Вуд работает в ее студии Ojai


Кстати:

  • Глория Стюарт также долгожительница, она прожила 100 лет и была старейшей актрисой номинированной на «Оскар» и «Золотой глобус» в возрасте 88 лет за роль Роуз в фильме «Титаник»
  • История ожерелья основана на реальной истории любви. Только настоящее назвалось не «Сердце Океана», не было голубым бриллиантом и никогда не принадлежал Людовику XVI. Тем не менее, с ним связана история любви пассажиров «Титаника»: девятнадцатилетней Кейт Флоренс Филлипс, чей любовник Генри Сэмюэл Морли, который был ее боссом на двадцать лет старше ее, подарил ей ожерелье в знак своей любви. Кейт гордо носила сапфир, обрамленный россыпью бриллиантов с романтическим названием «Любовь моря» в ресторанах «Титаника», и даже когда корабль ударился об айсберг и начал свою роковую гибель, на Кейт было ее драгоценное ожерелье. Морли не умел плавать и, к сожалению, утонул, но Кейт спаслась.  Оригинальное ожерелье «Сердце океана», которое можно увидеть на протяжении всего фильма и которое носила очаровательная Кейт Уинслет, было изготовлено из кубического циркония.  

В центре: Беатрис Вуд Ojai Studio, 1958. «Прекрасная керамика: разумно и безрассудно»

Беатрис Вуд Beatrice Wood, (3 марта 1893 — 12 марта 1998) — американская художница и гончар, писательница и журналистка. Известна своими смелыми шутками, красотой, богемным стилем жизни, менее известна, как одна из основателей дадаизма.

Протеже Марселя Дюшана, Вуд, еще при жизни получившая звучный титул Мамы дада, занималась живописью и графикой, но после 1930-х увлеклась керамикой. Была убежденной вегетарианкой, почти не употребляла алкоголь и работала на гончарном круге в собственной мастерской до 104 лет — прожив до 105! В 1993 году вышел документальный фильм Тома Неффа о ее жизни, а в городе Охай в Калифорнии находится Центр искусств Беатрис Вуд, в его основной экспозиции можно увидеть керамические скульптуры и предметы быта, выполненные художницей, в которых она естественным образом сочетает дадаисткую смелость образов и эстетику фолк-арта.

Беатрис Вуд прототип 101-летней «Розы» в эпическом фильме Джеймса Кэмерона 1997 года «Титаник». По словам Кэмерона, жена Билла Пэкстона одолжила ему книгу «Я шокирую себя». Когда он начал читать, он понял, что в первой главе почти буквально описывается персонаж, который он уже начал писать в сценарии как «старая Роза» ...

Беатрис Вуд умерла спустя девять дней после своего 105-го дня рождения.

© Надежда Маньшина, 17 июня, 2020

Источники:
www.beatricewood.com
en.wikipedia.org/wiki/Beatrice_Wood
www.encyclopedia-titanica.org

Похожие сообщения в рубриках: 

Комментарии

ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ

ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Ни одну из статей этого блога не следует рассматривать как медицинскую или юридическую консультацию. Всегда консультируйтесь с врачом, прежде чем вносить какие-либо изменения в свой рацион, медицинские назначения или режим упражнений. Нажмите, чтобы увидеть полный текст.

ГОСТЕВАЯ ПУБЛИКАЦИЯ В СЕРЕБРЯНОЙ АКАДЕМИИ

Хотите поделиться своей идеей, творчеством и опытом с нашей аудиторией? Мы принимаем к публикации статьи от признанных экспертов и мастеров своего дела. Если вы занимаетесь творчеством — поделитесь идеей, представьте нашим читателям действенные практические советы и уроки: домашние рецепты, шитье, вязание, рукоделие, садоводство. Российские бэби-бумеры умели делать «из ничего конфетку», а сейчас хотят учиться и в интернете ищут идеи для творчества! Хотите узнать подробности, нажмите на ссылку.