Джим Джармуш, 66: Мне нравится становиться старше

Режиссеру Джиму Джармушу 22 января исполнилось  66 лет. Его называют вечным ребенком артхауса. С тех пор, как в 1984 году Джармуш получил приз «Золотая камера» за лучший дебют на Каннском кинофестивале, он остается одним из самых ярких представителей независимого кино. Практически каждый новый его фильм становится культовым, а старые хочется пересматривать снова. В киноклубе AS лучшие цитаты Джима Джармуша из различных интервью и публичных выступлений.

Главное правило Джима Джармуша:
Не оглядываться назад и не чувствовать себя плохо. 

Джим Джармуш: Мне нравится становиться старше.

✵ Мне нравится становиться старше. Я не боюсь старости. В нашей культуре люди стремятся оставаться молодыми, никто не хочет стареть, тогда как в других культурах старение считается благом. Индейцы говорят: состарившись, ты как бы поднимаешься на вершину горы, с которой открывается прекрасный вид.

✵ Восточная философия „Пса-призрака“ определенно осталась со мной. Я до сих пор занимаюсь тай-чи почти каждый день.

✵ Мы испортили нашу планету из жадности. В известном смысле что-то делать на этой планете настолько поздно, что мне важнейшими кажутся самые простые вещи, такие как беседа, или прогулка с кем-нибудь, или манера определенного облака проплывать мимо.

✵ В кино паузы важнее слов, минутная тишина — важнее диалога. Потому что так в жизни.

✵ Меня не интересует разделение на страны, национальности, временные отрезки. Сначала были битники, потом хиппи, панки и так далее — это всего лишь волны. Если посмотреть на них сверху, вы даже не сможете их сосчитать, они часть одного океана, они постоянно прибывают, пересекаются и влияют друг на друга.

✵ Каждый раз, когда выходит мой новый фильм, его обязательно называют странным. И все фильмы Уэса Андерсона, видите ли, странные. И фильмы Софии Копполы странные. Неужели это единственное определение, на которое способны современные обозреватели? Язык — странная штука. Я сказал «странный»? Черт, это слово так и просится на язык!

✵ Люди слишком много думают о том, что модно. Для меня это не имеет никакого значения. Все, что становится модным, в любом случае принадлежит прошлому.

✵ Когда говорят, что я подражаю чьему-то стилю, это в чистом виде идиотизм журналистов, которым позарез надо везде найти влияние. У них даже мысли не возникает, что можно рассматривать фильм как самостоятельный феномен. Им надо обязательно найти какой-нибудь прообраз, источник влияния, и дело не в отдельных журналистах, а в том, что у нас принято рассматривать кино именно в терминах влияния. Фильм, о чем бы он ни был, обязательно должен отсылать к какому-то другому фильму.

✵ У журналистики свои законы. В одной рецензии я прочел буквально следующее: «Джим Джармуш — любимец интеллектуалов; в этом отношении они напоминают слепого и глухую, у которых родился сын-идиот, а они на каждом углу кричат, что он вундеркинд!» И я был счастлив. У меня словно камень с души упал, когда я прочитал эту рецензию.

✵ Знаете, я особо не анализирую собственное творчество. Меня совершенно не интересует, что такое «фильм Джима Джармуша». Я простой парень из Акрона, который учится снимать кино, я просто двигаюсь от фильма к фильму. Это не суеверие. Просто мне не нравится оглядываться назад — и в творчестве, и в жизни.

✵ В детстве мать отправляла меня в кино, когда ей нужно было куда-нибудь меня пристроить, чтобы освободить субботний вечер. Кинотеатр назывался «Стейт-роуд-театр», там показывали по два-три фильма за сеанс. Обычно это были такие фильмы, как «Пузырь», «Нападение крабов-монстров» или «Чудовище из Черной лагуны». Ребенком я часто ходил туда, пересмотрел весь репертуар. Мне очень нравились эти фильмы. В 17 лет я уехал из Огайо в Нью-Йорк и понял, что фильмы можно снимать не только о крабах-монстрах.

✵ Забавно, но, по-моему, мне удалось познакомиться с некоторыми американскими режиссерами только благодаря тому, что я побывал в Европе. Я заинтересовался Сэмюэлом Фуллером и Николасом Рэем благодаря Годару и Виму Вендерсу. Получается, что я шел к творчеству американских режиссеров кружным путем, через знакомство с европейским кино.

✵ Когда меня спрашивают, к какой кинотрадиции я себя отношу, к европейской или американской, я в шутку говорю, что обитаю на маленьком пароходике посреди Атлантики.

✵ То, что я снимаю кино, — чистая случайность. Я хотел стать писателем или поэтом.

✵ Я до сих пор не считаю себя настоящим режиссером, и в этом для меня нет ничего унизительного.

✵ Я всегда по разным причинам чувствовал себя аутсайдером — вам и в голову не придет почему.

✵ Нужно оставаться верным своим принципам. Некоторые мечтают снять успешный независимый фильм лишь для того, чтобы попасть в Голливуд, и незачем это скрывать. В этом нет ничего плохого, я не стал бы их критиковать. Проблема в том, что почти не осталось режиссеров, готовых открыто послать Голливуд: «Ни за что. Лучше я вообще уйду из кино». Такова моя позиция. Некоторые, возможно, сочтут меня высокомерным. Но я поступил бы именно так, честное слово. Жизнь слишком коротка.

✵ Я не выношу, когда кто-то распоряжается моим временем.

✵ Язык — это всего лишь код, который мы используем. У людей есть множество способов для выражения эмоций, не только речь.

✵ У Элио Петри есть фильм «Рабочий класс идет в рай». Главный герой (Джан Мария Волонте) работает на фабрике. Однажды он приходит домой в дикой ярости и начинает крушить все вокруг. И когда он разбивает очередную вещь, то говорит, сколько часов своей жизни он проработал, чтобы купить себе этот телевизор, этот магнитофон или вот эту вазу. «Двадцать два часа». И разбивает вазу вдребезги. Это великолепно. Я прекрасно его понимаю. Я буду лучше сидеть без денег, чем строить свою жизнь на том, чтобы их зарабатывать.

✵ Критики, которых я ни во что не ставлю, стали хвалить мой фильм. Я уже подумал было, что сделал что-то не так...


Киноклуб AS представляет: Джим Джармуш
Джим Джармуш  (22 января 1953)  американский режиссер, сценарист и музыкант, неоднократный призер Каннского кинофестиваля, постановщик фильмов «Патерсон», «Мертвец», «Пес-призрак: Путь самурая», «Ночь на Земле» и многих других.

Первый полнометражный фильм  «Отпуск без конца» снял в 1980 году и получил приз ФИПРЕССИ.  За свой второй фильм «Более странно, чем в раю» (1984) Джармуш получил приз «Золотая камера» за лучший дебют на Каннском кинофестивале.

Смотреть фильмы Джима Джармуша онлайн здесь: Серебряная академия #киноклубAS 

Похожие сообщения в рубриках: 

Комментарии

ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ

ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Ни одну из статей этого блога не следует рассматривать как медицинскую или юридическую консультацию. Всегда консультируйтесь с врачом, прежде чем вносить какие-либо изменения в свой рацион, медицинские назначения или режим упражнений. Нажмите, чтобы увидеть полный текст.

ГОСТЕВАЯ ПУБЛИКАЦИЯ В СЕРЕБРЯНОЙ АКАДЕМИИ

Хотите поделиться своей идеей, творчеством и опытом с нашей аудиторией? Мы принимаем к публикации статьи от признанных экспертов и мастеров своего дела. Если вы занимаетесь творчеством — поделитесь идеей, представьте нашим читателям действенные практические советы и уроки: домашние рецепты, шитье, вязание, рукоделие, садоводство. Российские бэби-бумеры умели делать «из ничего конфетку», а сейчас хотят учиться и в интернете ищут идеи для творчества! Хотите узнать подробности, нажмите на ссылку.