Как заразить ребенка любовью к чтению? Совет бабушки взрослого внука

Мой старший внук в этом году оканчивает гимназию. Мы прошли уже долгий путь, который называется «любовь к чтению», и сегодня я расскажу вам о своем опыте.

Нельзя научить ребенка любить читать, этой любовью можно только заразить!
Когда это нужно делать?
Как можно раньше.

В книжном магазине на Мясницкой, январь 2008

Внучке пять лет. Мы читаем ей книги практически с рождения, но еще и до этого счастливого дня она с мамой слушала детские песенки и сказки. И  когда она начала говорить, у меня было такое чувство, что она хочет сказать много больше, чем получается.

Как она радовалась, когда смогла  заказывать детские песенки —  «Тя-тя ах»,  — и мы быстро поняли, что нужно тя-тя (песенку) «Ах, крокодилы бегемоты». Приносила книги, и говорила одно слово, которое умела: «Надо».  Иногда мы читали книгу не с начала, но я заметила, что она открывает свои любимые книги на одном и том же месте, вероятно, там, где свершается что-то такое, что ей нравится больше всего.

Сейчас внучка, как все дети, очень любит мультики и детские фильмы. Все книги, по которым поставлены фильмы, мы читаем и обсуждаем. Очень часто она говорит, что в книге совсем не так, и даже интересней, чем в кино.

Мой старший внук в этом году оканчивает гимназию. Мы прошли уже долгий путь, который называется «любовь к чтению» и сегодня уже можно говорить об опыте. Ему также читали с самого раннего детства. Сам он научился читать в шесть лет, мы не форсировали. Буквы знал все, лет с двух, но складывать их в слова и не пытался — зачем, когда так уютно слушать, как читают родители.

Когда внук пошел в школу, на Первое сентября я подарила ему детскую энциклопедию. К этому времени он уже читал довольно бегло. У всей семьи начался образовательный процесс.

- А вы знаете? — и дальше юный мудрец в подробностях и близко к тексту что-нибудь рассказывал о загадках природы и научных открытиях.

На свои первые зимние каникулы внук приехал ко мне в гости (я тогда жила в Москве). Детских книг в моем доме не было, и мы пошли в магазин Педагогической книги на Кузнецком. Выбирал книги сам, и выбрал сразу несколько энциклопедий.

- Давай купим какую-нибудь детскую книгу, сказки или еще что-нибудь,  предложила я.
- Я не понимаю, зачем покупать те книги, которые не несут знания?

Я мучительно искала аргументы. «Потому что это интересно», — не срабатывало.

- Но ты ведь любишь мультики?
- Да, очень люблю!
- Но прежде, чем снять фильм, сценарист пишет историю, а потом уже другой человек — режиссер, придумывает, как эту историю показать в кино. Когда ты читаешь книгу, ты ведь представляешь себе это как мультик?
- Да, я люблю придумывать свои сказки. Но книги читают мама или папа перед сном, а сам я читаю энциклопедии и детские журналы.
- Но когда ты будешь читать книгу, у тебя будет свое кино, такой мультик, который кроме тебя никто еще не видел.

Много еще было аргументов, вплоть до антипедагогического шантажа (если не купим детскую книжку, энциклопедии тоже не будем покупать), но я быстро поняла, что это запрещенный прием и как-то ретировалась.

Аргумент «про свое кино» сработал. Продавец-консультант посоветовала нам детский детектив «Ага, попался» про знаменитых сыщиков Фу-Фу и Кис-Киса. Вернулись домой поздно, и практически сразу я уложила уставшего мальчугана спать. Утром, когда я зашла к нему в комнату, он уже ЧИТАЛ!

Помните, была такая серия «моя первая книга». Первая книга моего первого внука бережно хранится в моем доме, как семейная реликвия.

У нас сложилась традиция: в новогодние каникулы он приезжал ко мне в гости. Задолго до наступления Нового года я начинала готовить нашу праздничную программу. Но кроме Кремлевской елки, театров и музеев у нас был обязательный пункт — пойти в наш любимый книжный. Таких любимых книжных у нас было несколько: Дом книги на Тверской, на Мясницкой и магазины Педагогической книги в Камергерском или на Кузнецком Мосту. (Нужно отдать должное его папе, который возил чемоданы, полные книг, из Москвы в Екатеринбург, где тоже есть книжные магазины).

Как-то раз в доме книги на Мясницкой ко мне подошла пара, попросили совета, какую книгу подарить внуку. Мой внук в это время усердно искал что-то на книжной полке, а я держала уже выбранные им книги, много. Позвали моего любимого книгочея. Внук деловито объяснил, что если мальчик не любит читать, то книги про Гарри Поттера не нужно покупать, потому что он уже посмотрел фильмы.

- А я и все фильмы про Гарри Поттера смотрел, и книги все прочитал, потому что они же совсем про другое, — заметил он, и посоветовал купить две книги Филипа Пулмана*, где происходят такие же сказочные события, но фильмы по ним еще не сняли.

*Фантастическая трилогия Филипа Пулмана: «Северное сияние», «Чудесный нож» и «Янтарный телескоп». В списке 200 лучших книг по версии BBC трилогия занимает третье место. По первому роману уже сняли фильм «Золотой компас», вот внук и посоветовал бабушке и дедушке купить две следующие книги, потому что ребенку очень захочется узнать о новых приключениях героев. 

Как-то раз на даче я увидела, что внук перечитывает книгу про Питера Пэна.

- Любишь Питера Пэна?
- Не очень...
- Но ты его читаешь уже второй раз?
- В пятый! А что делать? Других книг на даче нет!

В библиотеке им. В.Г. Белинского. В первый раз. 
Читайте книги! И заражайте любовью к чтению своих внуков.

Зачем читать детям? Ни одно другое занятие так не развивает речь, образное мышление, воображение, наконец, грамотность, как чтение.

Зачем читать взрослым? Для того, чтобы даже в глубокой старости оставаться «в здравом уме и светлой памяти». Чтение превосходит по интеллект сберегающему действию даже шахматы и решение кроссвордов.
Он умеет читать! Это открытие было, пожалуй, самым важным и значимым за всю его жизнь... Оказывается, у него есть отличное противоядие против все ближе подкатывающейся волны страшной отравы – старческого безделья.
Луис Сепульвед, «Старик, который читал любовные романы».

PS. Про «Старика, который читал любовные романы» Луиса Сепульведы обязательно прочтите. Очень интересно.

Надежда Маньшина, 22.05.2018 

Комментарии

ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ

ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Ни одну из статей этого блога не следует рассматривать как медицинскую или юридическую консультацию. Всегда консультируйтесь с врачом, прежде чем вносить какие-либо изменения в свой рацион, медицинские назначения или режим упражнений. Нажмите, чтобы увидеть полный текст.

ГОСТЕВАЯ ПУБЛИКАЦИЯ В СЕРЕБРЯНОЙ АКАДЕМИИ

Хотите поделиться своей идеей, творчеством и опытом с нашей аудиторией? Мы принимаем к публикации статьи от признанных экспертов и мастеров своего дела. Если вы занимаетесь творчеством — поделитесь идеей, представьте нашим читателям действенные практические советы и уроки: домашние рецепты, шитье, вязание, рукоделие, садоводство. Российские бэби-бумеры умели делать «из ничего конфетку», а сейчас хотят учиться и в интернете ищут идеи для творчества! Хотите узнать подробности, нажмите на ссылку.