Михаил Жванецкий, 85: «Главное, чтобы старость не кончалась»

Мне не хочется говорить слово «старость», лучше будем говорить «старение». Так вот, старение должно быть рабочее. Это когда ты занят — не знаю чем, но ты занят, у тебя куча дел. Поэтому, если есть такая возможность, то работайте до последнего — это самое главное.


Юбилейный концерт Михаила Жванецкого «Отметим!», приуроченный к 85-летию писателя-сатирика, с аншлагом прошел 3 марта в Концертном зале имени Чайковского в Москве.

— Чтобы старость не кончалась. Этой мой лозунг. Мой возраст дает больше счастья, но меньше удач. Больших удач я уже не жду. Бывает, что-нибудь хорошее напишешь, но чаще бывает, что найду старое, что еще не читал на публике, и перепишу.

— Есть у меня на эту тему: старость — это бесконечная проверка змейки брюк, хотя внешней угрозы никакой. Ну а окончательная такая старость — это пиджак, заправленный в брюки. Или кто женился на молодой — тот расплатился сполна: она его никогда не увидит молодым, он её никогда не увидит старой. Самое главное, что старость — это наше будущее. Нам долго вбивали, что дети — наше будущее. Это неправда. Детей ты не увидишь, когда они будут пожилыми, а вот старость — это твоё настоящее будущее. Ты, когда видишь пожилого человека, понимаешь: ты точно будешь таким. Если доживёшь. Есть старость красивая, ухоженная. Я видел спикершу конгресса в Америке в Вашингтоне. При виде сзади 30 лет вид спереди — 70, если ты случайно попал на лицо...

Ещё, конечно, очень хорошо стареют богатые. Некоторые даже покупают остров. Тогда можно жениться на молодой. Ключи от катера — только у тебя, и никуда она не денется. И гости никогда не приедут, если у них нет договорённости, что ты встретишь их на катере. Вот такое пребывание с женой молодой на острове — тоже достойная старость, замечательно!

Бывает хорошая старость у врачей, особенно знаменитых. Благодаря высочайшей квалификации они уже даже издали могут поставить диагноз. Вот он, когда видит, что я поднимаюсь на 4-й этаж, спрашивает: «Чего вы так дышите?» И говорит, что не так. Вот такой врач для живого человека — это просто счастье. А та молодёжь, которая лечит стариков... Я иногда краем уха слышу сюсюканье: «Ручку поднимите, пожалуйста, глазик закройте. Ножку можете согнуть? Чуть-чуть приподнимитесь». Старик чувствует, что он уже не старик — он уже идиот — и ему явно ­угрожает что-то плохое. Потому что вот это: «глазик», «вам не трудно промокнуть себе веко?» — очень напрягает и унижает...

Я не хочу быть стариком

Из нового монолога Михаила Жванецкого
Журнал "Огонёк" №6 от 19.02.2018, стр. 8

В моей записной книжке 66-го года, ноября: «Я не хочу быть стариком!!! Я не хочу быть стариком!!! Я не хочу быть стариком!!!»
Три крика...

Сегодня февраль 2018 года.

И что с того, что не хотел? И что с того, что не хотел?! Что?!
Услышал бы меня Господь...
Он точно слышал.
Он просто понял — от какого идиота... Представляю!

Если б меня услышали...
Я бы не сел в автомобиль.
Я б сына не увидел.
Не посадил за стол сто человек.
Я бы моря не увидел из своего окна.
Я бы прохладу летом не включил.
Не знал компьютера.
И не узнал свободы.
И не увидел проводы трех пареньков в Москве.
То главное, что видел в жизни.
Я не прочел бы Оруэлла, Ницше, Пруста.
Себя бы не прочел...

Что делать?.. За продолжение жизни мы платим старостью. За старость платим смертью...
Кто виноват, что все так дорого?

За право повидать, как взрослым станет сын, услышать, что он скажет, я должен был болеть, лечиться, кашлять.

Но я обязан был увидеть другую жизнь: отели, яхты, переполненные магазины.
Автомобили, лезущие друг на друга.
Японский рыбный рынок.
Греческие острова.
Себя в Карнеги-холл.
Как бы увидел, если бы не постарел?
Я много дал.
Я дорого купил.

Я заплатил годами, силой, остроумьем, успехом, женщинами, красотою ранней смерти, столь любимой у нас в стране.

Остаться в памяти красивым, сильным и молодым.

Я выбрал путь труднее.
Я старел, седел, ушел из ежедневного употребления, из популярности.
Я отдал все, чтоб только посмотреть: газеты, спонсоры, помады, памперсы и интернет.
Дошел, увидел...

Михаил Жванецкий, 2018

Михаил Жванецкий:  О возрасте

— Жизнь коротка. И надо уметь. Надо уметь уходить с плохого фильма. Бросать плохую книгу. Уходить от плохого человека. Их много. Дела не идущие бросать. Даже от посредственности уходить. Их много. Время дороже. Лучше поспать. Лучше поесть. Лучше посмотреть на огонь, на ребенка, на женщину, на воду.

«Я люблю, когда концерт начинается и заканчивается одинаково»
3 марта Михаил Жванецкий вышел на сцену зала им. П.И. Чайковского под овации, зал встретил его стоя. Два с половиной часа Жванецкий читал свои произведения и говорил о любви, о памяти, о своей родной Одессе, о проблемах отцов и детей. 6 марта сатирику исполнилось 85 лет.

— Ну, подошел к черте, на этой черте всем интересно, как оно там? Вот я отвечаю: «Хорошо!» Этот возраст укладывается в формулировку — «наслаждение старостью».

—Только надо постараться совместить душу с телом, потому что они разного возраста. Душа младше

— Когда меня спрашивают: «Эм-эм, сколько вам лет?» Я говорю: «Заткнись, мальчик, все будет хорошо, главное, чтобы старость на кончалась».

— Главное, что я заслужил к 85 годам – хорошая публика. Причем она везде хорошая: умная, слушающая, слышащая, понимающая. Что в Москве, что в Мюнхене, что в Калуге. Высшая радость для меня – видеть полный зал. Это очень освежает артиста. Сразу выздоравливаешь. Своей публикой я горжусь.

Все желают здоровья...
А здоровье только для работы.
И работа только для дальнейшей работы.
Пока мыслишь, ты живёшь для такого же.


Фото: ТАСС

Михаил Михайлович Жванецкий (6 марта 1934 — 6 ноября 2020) — русский писатель-сатирик и исполнитель собственных литературных произведений, киносценарист, телеведущий, актер; народный артист Украины (1999), народный артист Российской Федерации (2012), художественный руководитель Московского театра миниатюр (1988—2020), президент Всемирного клуба одесситов (1990—2020).


Похожие статьи в рубриках:

Комментарии

ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ

ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Ни одну из статей этого блога не следует рассматривать как медицинскую или юридическую консультацию. Всегда консультируйтесь с врачом, прежде чем вносить какие-либо изменения в свой рацион, медицинские назначения или режим упражнений. Нажмите, чтобы увидеть полный текст.

ГОСТЕВАЯ ПУБЛИКАЦИЯ В СЕРЕБРЯНОЙ АКАДЕМИИ

Хотите поделиться своей идеей, творчеством и опытом с нашей аудиторией? Мы принимаем к публикации статьи от признанных экспертов и мастеров своего дела. Если вы занимаетесь творчеством — поделитесь идеей, представьте нашим читателям действенные практические советы и уроки: домашние рецепты, шитье, вязание, рукоделие, садоводство. Российские бэби-бумеры умели делать «из ничего конфетку», а сейчас хотят учиться и в интернете ищут идеи для творчества! Хотите узнать подробности, нажмите на ссылку.