Написать книгу легко…

Как писать книги: правило трех «К». Как выбрать издательство. О работе с редактором и о том, так ли страшны опечатки

Написать книгу легко… Надежда Маньшина
«...путешествие за здоровьем начинается в кабинете врача»


«Написать книгу легко. Все что нужно — это три «К»:
Карандаш острозаточенный,
Кофе крепкий,
Книги предшественников»,

— учил меня в конце 1990-х Борис Борисович Першин. 

Я работала врачом в московском фонде «Помоги себе сам» и все мы вели большую просветительскую работу. Как бы пафосно это не звучало сегодня, это были именно так. Все врачи медицинского центра по графику работали «телезвездами», на корпоративном сленге это называлась — «поехать по кабелям».

Анатолий Ефимович Алексеев, знакомый всем по программе «Помоги себе сам» на Первом канале, представлял нас в прямом эфире, где мы рассказывали о различных методах оздоровления. Кабельные каналы тогда были во многих районах Москвы, и, судя по количеству присланных вопросов и в прямом эфире, и на адрес Фонда,  были популярны у зрителей. Сегодня их место, по всей вероятности, занимают YouTube-каналы.

К академику Першину меня отправили, чтобы я не приставала ко всем и каждому с просьбой почитать мой текст об эндокринной системе. Я писала «медицинское предисловие» к телефонному справочнику «Здоровье Москва». Тогда Борис Борисович кратко, но убедительно рассказал, как писать медицинские тексты. Главное, что я запомнила: популярный медицинский текст должен быть не менее достоверен, чем профессиональные публикации. Полагаю. что это справедливо для любого произведения, будь то статья для СМИ, короткое эссе или большой роман. Искажение фактов даже в художественных произведениях, может стать причиной конфликта, как, например это было с американскими писателями потерянного поколения Эрнестом Хемингуэем и Фрэнсисом С. Фицджеральдом и их другом и прототипом многих рассказов и романов Джеральдом Мерфи. 

Писатель — прежде всего читатель

Ничего не читал. Он был не читатель, а писатель.

— Эмиль Кроткий. Сатирик в космосе, 1950

Все знают старый анекдот про то, что «чукча не читатель, чукча писатель». При всем уважении к этому этносу замечу, писатель — всегда хороший читатель. Вы знали, что авторы псевдоисторических романов об Анжелике, Анн и Серж Голон три года провели в библиотеке Версаля, изучая материалы по истории XVII века? Вот и мне академик Першин сказал, что одной из главных «К» являются «Книги предшественников», которых должно быть много.

Литературная мастерская Клуба новых старших началась в областной библиотеке им. В.Белинского. В наше непростое время в библиотеку можно и не ходить. Многие фонды уже оцифрованы и доступны онлайн. Удаленный доступ частично открыт для всех, но в полной мере — для читателей библиотеки (по читательскому билету). «Библиотеки онлайн: 40 лучших бесплатных электронных библиотек», где собраны мои любимые библиотеки, воспользоваться фондами которых можно не выходя из дома —  самая посещаемая страница в блоге «Серебряная академия»

Где найти издателя? 

   Проклятие, посмотрите на эти книги! Вы хоть раз задумывались, сколько человеческого пота пролито над каждой строчкой? Этими символами веры, выкрикнутыми в ночную мглу холодной темной ночью, когда дует морозный ветер в тщетной надежде, что кто-то прочтет, услышит, поймет...

— Томас Вульф, фильма «Гений»

Открыв мемуары или даже просто биографию любого писателя, обязательно найдем его историю хождения по издательствами и многочисленные отказы, пока, наконец, кто-то из издателей не разглядит в нем гения. Как это было, например, с писателем Томасом Вульфом которого ‘открыл’  издатель Макс Перкинс, а вся история их дружбы и сотрудничества легла в основу фильма «Гений». 

Сегодня у нас есть  издательский сервис Ridero.ru. Узнав о нем лет семь назад, первое что я сделала — бросила в него недописанной книгой. Текст был «сырой», но отформатирован как книга: с иерархическими заголовками, выделениями, цитатами. Все это отразилось в сверстанной за мгновения книге, которая выглядела, как творение профессионального верстальщика. На том мое знакомство с Ridero почти завершилось. Но я рекомендовала это издательство друзьям, и они теперь гордо показывают книги своего авторства и на домашних полках, и на полках интернет-магазинов. 

Ridero напечатает ровно столько экземпляров, сколько нужно для автограф-сессии и на подарки друзьям. Если книга выставлена на продажу, этим будут заниматься интернет магазины, автору останется лишь получать роялти. Кто издавал бумажные книги на свои средства, а потом, в попытке реализовать их, долго жил с ними в одной комнате, со временем перемещая в гараж, тот поймет, о чем я. Про взаимоотношения автора и больших издательств лучше промолчу.

Издательский сервис Ridero может быть бесплатным, но если вы хотите хорошую книгу, то обязательно нужен корректор и редактор. 

Дорогая редакция

    Ни одна страсть на свете не может сравниться со страстным желанием править чужую рукопись. 

— Герберт Уэллс

Мои взаимоотношения с редакторами всегда были сложными. Пока я писала только статьи в газеты и журналы, их нередко переписывали «до основания, а затем» я шла в редакцию с опусом «почему правка невозможна» и всегда возвращала мой авторский текст, безусловно, с редакторскими правками, но разумными. Моя дочь в 1990-х училась в УрГУ на факультете журналистики и дома (сами знаете где) лежали учебники русского языка для редакторов, которые я успевала подчитывать. Сегодня я бы хотела их прочесть. Это совсем другой русский язык, не тот, что мы учили в школе. Дело за малым: найти ментора, который рекомендует список литературы. Хотя, найти хорошего ментора — это большое дело. 

В издательстве «Вече» с «дорогой редакций» отношения складывались иначе. Редактор, милейший человек и хороший писатель, мои тексты не правил, говорил, что они самодостаточны. Но когда пишешь большой текст, повторы, ошибки неизбежны. Я помню охвативший меня ужас, когда я читала шестьсот страниц «курортологии» в верстке. Сменив привычный вид компьютерного набора на книжную верстку, текст стал чужим и казался  чудовищным. Перефразируя название ТВ-передачи, которые я тогда еще смотрела, хотелось воскликнуть: «Перепишите это немедленно». 

Спасло то, что, прежде всего — я читатель и вспомнила о законах Мерфи про книгоиздательство: 

Закон публикаций Джоунса: При печатании книги в нее всегда вкрадывается несколько ошибок, которые никто не заметит.

Следствие Блоха: Открыв сигнальный экземпляр на произвольной странице, автор тут же наткнется на самую грубую ошибку.

Вспомнив все приемы саморегуляции, о которых я рассказывала и писала в фонде «Помоги себе сам», применила их на практике. Погуляла, подышала, представила себя авторитетным экспертом и за два дня прочла по слогам 600-страничную «Курортологию для всех». Книга вышла, а ...осадочек остался. Даже когда я ходила в Мой любимый книжный на Тверской и созерцала свою книгу на полке бестселлеров или, когда подписывала книги и делала фото на память с читателями на выставках, я всегда помнила что кое-что хотела переписать. Может быть поэтому и не выросли в книгу собранные материалы про «Курорты Римской империи», «Курорты только для женщин». Эх, поздно я узнала про Ridero. 

Во всех мемуарах писателей мы обязательно найдем главу или хотя бы упоминание о первых читателях, коими почти всегда выступают близкие: жены, мужья, друзья... Сегодня лучшим вариантов для совместной работы и редакторской правки являются Google-документы. Они просто незаменимы, чтобы ваш визави прокомментировал сомнительные абзацы или предложил правку в тексте. А еще Google-документы и его возможности голосового набора — идеальный инструмент для ленивых и вечно занятых писателей. Но это уже совсем другая история.

Закон Мерфи о публикациях в действии

Если что-нибудь может пойти не так, оно пойдет не так (англ. Anything that can go wrong will go wrong

— закон Мерфи. Майор ВВС США Эдвард Мерфи (Edward Murphy) 

2003 год. Мне 48 и все по плечу. 

Сдала в набор «Путеводитель по курортам мира» на задней обложке которого я даже соперничала с Лао-цзы.  Помните его знаменитую фразу: «Путешествие в тысячу ли начинается под стопой»? Я дополнила ее: «Путешествие за здоровьем начинается в кабинете врача».

И вот книга в печати. Получили пленки, начали проверять, поделив с редактором пополам. Задача не прочесть, а посмотреть не «убежала ли» верстка: фото, абзацы. 

Вспомним «следствие Блоха: Открыв сигнальный экземпляр на произвольной странице, автор тут же наткнется на самую грубую ошибку». На верхней пленке выхватываю взглядом абзац: «... мы привыкли называть кротами – бальнеотерапевтические, грязевые, климатические курорты Европы». Меня заверяли, что обязательно исправят ошибку, но когда я взяла в руки книгу, пахнущую типографской краской... Правильно! Я открыла её на той же странице. 

Авторам: не верьте в байку про сигнальные десять экземпляров, получив которые якобы можно все проверить и исправить. Даже в дореволюционных и советских книгах встречала лишь вкладыши — списки опечаток: с перечнем всех (зачеркнуто) замеченных опечаток.  


© Надежда Маньшина, 22.06.2021


Похожи сообщения в рубриках: 

Комментарии

ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ

ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Ни одну из статей этого блога не следует рассматривать как медицинскую или юридическую консультацию. Всегда консультируйтесь с врачом, прежде чем вносить какие-либо изменения в свой рацион, медицинские назначения или режим упражнений. Нажмите, чтобы увидеть полный текст.

ГОСТЕВАЯ ПУБЛИКАЦИЯ В СЕРЕБРЯНОЙ АКАДЕМИИ

Хотите поделиться своей идеей, творчеством и опытом с нашей аудиторией? Мы принимаем к публикации статьи от признанных экспертов и мастеров своего дела. Если вы занимаетесь творчеством — поделитесь идеей, представьте нашим читателям действенные практические советы и уроки: домашние рецепты, шитье, вязание, рукоделие, садоводство. Российские бэби-бумеры умели делать «из ничего конфетку», а сейчас хотят учиться и в интернете ищут идеи для творчества! Хотите узнать подробности, нажмите на ссылку.