Ирвин Ялом, 87: Не оставляй за собой ни капли непрожитой жизни

Ирвин Ялом — американский психотерапевт, почетный профессор психиатрии Стенфордского университета, один из самых известных и читаемых психотерапевтов современности. Его книги переведены более чем на 20 языков мира, изданы тиражом более 50 миллионов, разобраны на цитаты.

Ирвин Ялом, 87: Не оставляй за собой ни капли непрожитой жизни
Мэрилин и Ирвин Ялом 

«Когда Ницше плакал», наверное, самая цитируемая книга Ирвина Ялома. В нашей подборке больше цитат из книги «Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти», написанной уже зрелым мастером психоанализа, экзистенциальной психотерапии, писателем.
— Меня бесит то, что возраст вытворяет с моим телом. Что стало с моей грудью, с лицом... Но особенно меня раздражала дряблая шея. Эта операция — мой подарок себе на день рождения.
— Какой по счету день рождения?
— О, это день рождения с большой буквы Д. Шесть Ноль. На прошлой неделе...
И она начала говорить о том, что это значит — когда тебе 60 лет, когда ты понимаешь, что время уходит сквозь пальцы...
—...Мне кажется, что где-то в глубине вы пытаетесь разрешить важные вопросы. Как мне распорядиться оставшейся частью моей жизни? Что наполнит мою жизнь смыслом...

1. Жизнь — это вспышка между двумя абсолютно идентичными пустотами, темнотой до рождения и темнотой после смерти.

2. Жизнь нужно проживать сейчас; ее нельзя без конца откладывать.

3. Человек не может обратить свою волю назад. Человек может искупить прошлое, только изменяя будущее.

4. Можно уподобить жизнь вышитому куску материи, лицевую сторону коего человек видит в первую половину своей жизни, а изнанку — во второй; изнанка, правда, не так красива, но зато более поучительна, так как по ней можно проследить сплетение нитей.

5. Сколько я упустил в своей жизни, — думал он, — Из-за того, что просто не смотрел? Или смотрел, но не видел?

6. Одиночество никак не зависит от наличия или отсутствия людей вокруг.

7. Мне суждено искать истину на самой темной стороне одиночества.

8. Чем больше человек имеет внутри Себя, тем меньше он ждет от окружающих.

9. Лучшие истины – кровавые истины, вырванные с мясом из собственного жизненного опыта.

10. Мы сами создаем все свои переживания. И всё, что мы сами создали, мы сами можем и уничтожить.

11. Человек не выбирает свою болезнь, но он выбирает стресс — и именно стресс выбирает болезнь.

12. Чтобы вырасти высоким и гордым, дерево нуждается в бурях.

13. Проглоченной обидой можно и отравиться!

15. Болезнь подарила мне свободу.

16. Человек должен носить внутри себя хаос и неистовство, чтобы породить танцующую звезду.

17. Я нашел ключ к разгадке жизни: во-первых, желать необходимое, во-вторых, любить желаемое.

18. Лично я, как и Шопенгауэр, хочу одного – желать как можно меньше и знать как можно больше.

19.  Желание помочь своим детям всегда присутствует в нас.

20. Когда мне исполнилось сорок, я расстался с идеей, что способен на все. Внезапно я понял одну из прописных истин жизни: время невозможно повернуть назад, жизнь моя кончается. Разумеется, я знал это и раньше, но осознание этого в сорок стало совершенно новым опытом. Теперь я понимаю, что фраза «исключительно одаренный парень» была всего лишь походным знаменем, что «одаренность» — это иллюзия, а «исключительность» бессмысленна и что я сам шагаю в ногу со всеми остальными людьми по дороге к смерти.

21. «У меня есть одна проблема — я слишком погружена в работу. Я слишком долго была бухгалтером, большую часть своей сознательной жизни. А теперь я начинаю думать, что эта работа была вовсе не по мне. Я экстраверт, а занимаюсь тем, что больше подошло бы интровертам. Я люблю болтать с людьми, заводить знакомства, а эта работа напоминает заключение в монастырь. Мне нужно сменить сферу деятельности, и последнее время мы с мужем серьезно обсуждаем планы на будущее. У меня еще есть время начать делать что-то другое. Нет ничего хуже, чем, оглядываясь на свою жизнь, понять, что я даже не попробовала ничего другого.


Ирвин Дэвид Ялом Irvin D. Yalom — американский психиатр и психотерапевт, доктор медицины, почетный профессор психиатрии Стенфордского университета, один из создателей «третьей волны» в психотерапии и основателей школы экзистенциальной терапии. Автор более 20 книг, изданных многомиллионными тиражами и переведенных более чем на 20 языков мира, один из самых известных и читаемых психотерапевтов современности.

Родился в Вашингтоне 13 июня 1931 года в семье российских эмигрантов. Долгое время работал психотерапевтом и получил богатейший опыт, положенный в основу его первой книги «Теория и практика групповой психотерапии» (1970). Эта работа получила широкое признание, выдержала несколько изданий, была переведена на 12 языков, и вышла общим тиражом более 700 тыс. экземпляров. Однако широкую известность за пределами психологических кругов ему принесла книга «Лечение от любви» (1989). Позже одна за другой были изданы: «Когда Ницше плакал» (1992), «Лжец на кушетке» (1996), «Шопенгауэр как лекарство» (2005), «Мамочка и смысл жизни» (2006), «Проблема Спинозы» (2012). Отметив 85-летний юбилей Ирвин Ялом написал мемуары. В 2018 книга «Как я стал собой. Воспоминания» вышла в русском переводе.
Древние учили не бояться смерти — когда она придет, нас уже не будет. Но современная психология уточняет: смерть часто проникает в нашу жизнь задолго до ее окончания. И в зависимости от того, насколько хорошо мы осознаем это и насколько готовы признать ее реальность и неминуемость, она либо отравляет нам многие годы, либо, наоборот, делает жизнь ярче и глубже, заставляя острее чувствовать ответственность за нее. Быть на стороне жизни — значит не бежать от мысли о смерти, а принимать ее в жизнь.
Многие истории в книгах так или иначе связаны с вызовами старости и смерти. Не все признаются в том, что их волнуют эти темы, однако, как показывает автор на нескольких ярких примерах, отношение к смерти может иметь определяющее влияние на нашу жизнь иногда с молодых лет.
«Я вообще люблю рассказывать истории. Достаточно давно у меня вышла книга о групповой терапии. Она пользовалась необыкновенным успехом. Я даже не мог понять, что в ней такого, что принесло ей такую популярность. Я спросил у студентов, и они ответили: там много маленьких историй. Благодаря этим коротким, в несколько абзацев, историям люди читали и более сложный, и, возможно, более скучный познавательный материал. Постепенно я пришел к выводу, что лучше всего у меня получится давать людям знания через истории».
Ирвин Ялом довел до совершенства особый жанр — рассказ опытного психотерапевта о встречах, происходящих в кабинете, где он принимает клиентов. По закрученности интриги, неожиданности поворотов и динамике происходящего эти истории вполне сопоставимы с лучшими образцами детективного жанра. Только интрига тут особая — она касается событий, происходящих не вокруг нас, а в душе клиента, в его внутренней жизни.

Его произведения экранизируют.
«Когда Ницше плакал» — кинофильм режиссёра Пинхаса Перри, снятый в 2007 году по одноименному роману Ирвина Ялома.

Связанные сообщения в рубриках: 

Комментарии

ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ

ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Ни одну из статей этого блога не следует рассматривать как медицинскую или юридическую консультацию. Всегда консультируйтесь с врачом, прежде чем вносить какие-либо изменения в свой рацион, медицинские назначения или режим упражнений. Нажмите, чтобы увидеть полный текст.

ГОСТЕВАЯ ПУБЛИКАЦИЯ В СЕРЕБРЯНОЙ АКАДЕМИИ

Хотите поделиться своей идеей, творчеством и опытом с нашей аудиторией? Мы принимаем к публикации статьи от признанных экспертов и мастеров своего дела. Если вы занимаетесь творчеством — поделитесь идеей, представьте нашим читателям действенные практические советы и уроки: домашние рецепты, шитье, вязание, рукоделие, садоводство. Российские бэби-бумеры умели делать «из ничего конфетку», а сейчас хотят учиться и в интернете ищут идеи для творчества! Хотите узнать подробности, нажмите на ссылку.